Если вы не дадите своему сыну вырасти евреем, вы лишите его таких источников силы, которые не могут быть замещены ничем другим. Пусть он борется с жизнью, как еврей, а вы — помогите ему обрести всю ту силу, которая ему для этого понадобится. Не лишайте его этого преимущества. (Из письма Максу Графу, отцу известного немецкого театрального режиссера Герберта Графа, собравшемуся крестить сына – А.З.)

*****

Поскольку я еврей, я считаю себя свободным от многих предрассудков, которые ограничивают других в использовании своего интеллекта, и как еврей я готов присоединиться к оппозиции и обходиться без согласия окружающего большинства…Еврейские круги Вены и Иерусалимский университет ( в коем я член правления), – короче, все евреи вместе – чествуют меня как национального героя, хотя мои заслуги перед еврейским делом ограничиваются одним единственным пунктом – я никогда не отрицал своего еврейства…Относительно антисемитизма я в общем не очень ищу объяснений; я склонен к тому, чтобы поддаться в этом вопросе своим страстям и согласиться со своей ненаучной верой в то, что человечество в общем и целом – мерзкое множество.

*****

Я думаю, что Палестина никогда не сможет стать еврейским государством и что христианско-исламский мир никогда не согласится видеть эти места находящимися под еврейским контролем. Я счел бы более разумным основать еврейскую родину на земле, менее обремененной историей. Но я признаю и то, что и у моей рациональной точки зрения имеется не больше шансов вызвать энтузиазм людей и финансовую поддержку богатых… Подумайте сами, могу ли я с таким критическим отношением поддерживать народ, плененный иллюзией неоправданной надежды.

*****

Для тенденциозной остроты представляется особенно благоприятный случай, когда критика протеста направляется на собственную личность; осторожнее говоря, на личность, в которой принимает участие личность человека, создающего остроту, следовательно, на собирательную личность, например, на свой народ. Это условие самокритики может нам объяснить, почему именно на почве еврейской народной жизни выросло большое число удачных острот, из которых мы привели здесь достаточное число примеров. Это – истории, созданные евреями и направленные против своеобразия еврейского характера… Я не знаю, случается ли ещё так часто, чтобы народ в такой мере смеялся над своим собственным существом. В качестве примера я могу указать на историю о том, как еврей в вагоне железной дороги тотчас перестаёт соблюдать все правила приличного поведения после того, как он узнаёт в человеке, вошедшем в купе, своего единоверца. Галицийский еврей едет в поезде, он устроился очень удобно, расстегнул свой сюртук и положил ноги на скамейку. В вагон входит модно одетый господин. Тотчас еврей приводит себя в порядок и усаживается в самой скромной позе. Вошедший перелистывает книгу, что-то высчитывает, соображает и вдруг обращается к еврею с вопросом: “Скажите, пожалуйста, когда у нас Иом Кипур (Судный день)?” – “Так вот оно что” – говорит еврей и опять кладёт ноги на скамейку, прежде чем ответить на вопрос”  (Из книги “Остроумие и его связь с бессознательным”, 1905 – В этой книге Фрейд описал одну из основных национальных черт, обеспечивших создание еврейских шуток, – самокритику – А.З.)

*****

Мы не должны забывать, что народы, которые сегодня преуспевают в практике антисемитизма, стали христианами сравнительно недавно. Зачастую новая религия была навязана им силой… Но под тонким слоем внешнего христианства они остались теми, кем всегда были их предки, — варварами-идолопоклонниками. Они не сумели преодолеть ненависть против навязанной им новой религии, а спроецировали собственную к ней неприязнь на источник христианства — иудаизм. Тот факт, что апостолы рассказывают о событиях, происходивших среди евреев и только среди евреев, лишь усиливает эту проекцию. Ненависть к иудаизму — это выражение их ненависти к христианству, и нет ничего удивительного в том, что немецкие нацисты преследуют обе монотеистические религии, видя их близкую связь.  (Из статьи  “Моисей и иудаизм” – А.З.)

             Комментарий:  Фрейд считал, что среди неевреев, по сути, нет никого, кто не был бы антисемитом. Известно, что Фрейд проявлял интерес и симпатию к сионизму (двое его сыновей входили в сионистские организации), был членом попечительского совета Еврейского университета в Иерусалиме. Спустя 40 лет после смерти Фрейда в этом университете была создана кафедра психоанализа. Нацисты объявили психоанализ «еврейской наукой». Его книги подверглись публичному сожжению.Читая что-либо о Фрейде, я всегда вспоминаю следующую притчу:” О том, как выглядит Бог – Создатель всего сущего, спорили между собой детали часового механизма. Одни утверждали, что это такое зубчатое колесо, сверкающее и сияющее, другие, совсем наоборот, представляли Его некой абстрактно закрученной сверхпружиной, не имеющей ни начал, ни концов…Но никто из них и представить себе не мог Абрама Моисеевича, часовых дел мастера, с его геморроем, грыжей, лысиной и постоянно растёгнутой ширинкой.”

 

P.S. О великом еврее Зигмунде Фрейде можно прочитать здесь.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*