Хотя, по нашему закону о возвращении, мы приветствуем, когда евреи из всех стран возвращаются в Израиль, но это не значит, что мы выступаем за скорейший отъезд с нажитых мест. Мы считаем, что каждый еврей должен жить там, где ему хорошо.

 

*****

Сегодня в народе вопрос о том, кто еврей, а кто нет – уже не вопрос. На выборах в Думу кое-кто пытался выступать против некоторых кандидатов в депутаты, указывая, что они евреи, но это не помешало им выиграть.

*****

Я шокирован происшедшим. По фашистской свастике и антисемитским листовкам видно, что это дело рук одной из националистических фашиствующих группировок, чьими лозунгами являются опусы вроде “Россия только для русских”. Они не понимают, что вместо того чтобы помогать России встать на ноги, окрепнуть и набраться сил как демократической и гуманной стране, они только ухудшают ее положение, как внутреннее, так и на международной арене. Любой нормальный человек согласится с тем, что единственным чувством к усопшим и к местам захоронений может быть только уважение. То, что совершили эти люди, говорит о полном отсутствии гуманности. Осквернение кладбищ – это преступление, которое нельзя недооценивать и ни в коем случае – рассматривать как хулиганство. Это проявление экстремизма.

 Та же идеология национальной неприязни лежит в основе чудовищного убийства таджикской девочки, совершенного группой вооруженных подростков. Когда представители еврейской общины пришли на кладбище, они были удивлены и душевно тронуты тем, что работники кладбища сами убирали и приводили в порядок оскверненные могилы. Я очень надеюсь, что местные органы власти и правосудия будут активно и достойно реагировать на антисемитские проявления, с тем чтобы такое больше не повторилось, а преступники были найдены и наказаны.(Заявление по поводу осквернения на кладбище Жертв 9 января в Санкт-Петербурге более 50-и могил с еврейскими фамилиями, март 2004 – А.З.)

 

*****

Боюсь, что сегодня человек уже нигде не чувствует себя в безопасности, хотя, конечно, в Израиле ситуация особенно тяжела. Многие люди там не пользуются автобусами, не посещают развлекательные центры, стараются просто ходить на работу, а затем – возвращаться домой. В то же время, когда я ехал в Россию, мне говорили, что я сумасшедший, потому что здесь убивают на всех перекрестках. Однако сегодня, слава Богу, нельзя не признать, что люди здесь почувствовали себя намного более уверенно, даже несмотря на теракты, чем во многих других городах мира…

*  Мы не знаем точно, сколько евреев живет сегодня в России, но уверены, что их намного больше, чем миллион, может быть, даже два миллиона. Из регулярных посетителей Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще, которых мы опросили, только десятая часть записалась евреями, большинство же в графе “национальность” написали “русский”. Понятно, что многие были шокированы результатами переписи, показавшей, что в России осталось всего 230 тыс. евреев. У нас почти столько же зарегистрировано только в Москве, а ведь развитые общины есть и в других городах: в Петербурге, Новосибирске, Владивостоке, Хабаровске! Почему же евреи не записывались евреями? Теперь ведь это не имело бы никаких негативных последствий! Все очень просто: сегодня быть евреем – это уже не вопрос национальности, это вопрос вероисповедания. Впрочем, для меня как для раввина как раз менее интересно, сколько тут живет евреев – важнее, сколько из них живет настоящей общинной жизнью – отмечает праздники, отдает детей в еврейские школы, соблюдает обычаи народа.

*  К сожалению, Россия – это единственное место в мире, где есть евреи, которые даже не знают, что они евреи. Возьмем такой пример. У человека прабабушка по материнской линии была еврейкой, а значит, по еврейской традиции, сам он тоже еврей, но не знает об этом, получает крещение в церкви, живет обычной светской жизнью…Если говорить о количестве, то Москва, без сомнения, остается “самой еврейской” из европейских столиц, но если сравнить еврейскую жизнь здесь и, например, в Париже, Лондоне, даже в Милане или Брюсселе, то мы увидим большую разницу. Там жизнь евреев кипит: на каждые два квартала есть синагога, еврейский центр, школа, магазин кошерных продуктов, а у нас пока все находится в начальном этапе. Однако со временем Москва может стать если не по количеству, то по качеству очень еврейским городом. Я всегда верил и верю, что у евреев, которые живут в России, есть большой энтузиазм к тому, чтобы вернуться к своим корням, жить полноценной еврейской жизнью. Если все же говорить о количественном измерении, то число евреев в Москве точно переходит за 500 тыс., а может быть, доходит и до миллиона. Достаточно посмотреть на фамилии. Когда взорвали дом на Каширском шоссе, мы отбирали жившие там еврейские семьи, чтобы им помочь с организацией похорон в соответствии с еврейской традицией, и нашли целых тринадцать, притом что дом был сравнительно небольшой. Может быть, люди не афишируют свою национальную принадлежность, но про себя-то знают, что они евреи…

*  Я в детстве жил в Италии. Говорить, что там евреям живется лучше, чем в России, было бы неверно. Тем не менее никто не приезжает в Италию и не предлагает итальянским евреям уезжать в Израиль. Этого не говорят даже во Франции, хотя уровень антисемитизма там намного выше, чем в России, потому что понимают, что французская еврейская община живет своей полноценной жизнью, и кто хочет, уедет сам. Понятно, что Израилю нужен еще миллион репатриантов, и мы рады, что российское еврейство смогло внести столь позитивный вклад в развитие этой страны. Однако в реальности российские евреи, которые слышат выступления израильских руководителей, не возвращаются домой и не начинают паковать чемоданы, потому что сегодня в России тоже можно жить нормальной жизнью.           

 

*  Евреи почти никогда не жили только в Израиле, их самая большая концентрация была как раз в диаспоре. В Америке, например, евреев живет больше, чем в Израиле, но никто не приезжает в Америку и не говорит евреям: “Уезжайте в Израиль”. В России же такое происходит, скорее, по инерции. Если кто-то из евреев становится репатриантом сегодня, то для нас это большая радость. В отличие от советских времен, он не бежит из России, а поднимается к Израилю, переселяясь под воздействием религиозных мотивов или душевного порыва…

*  Сионисты, те, кто хочет, чтобы все евреи вернулись в Израиль, могут обвинить нас в том, что мы против репатриации. Но это не так. Мы просто хотим, чтобы каждый мог самостоятельно решать свою судьбу. Хочет уезжать – пусть уезжает, хочет возвращаться – пусть возвращается. Мы не можем указывать человеку, где ему жить. Мы хотели бы только, чтобы жизнь евреев была наполнена смыслом и чтобы они жили в соответствии с традициями своих предков. Известно, что сегодня евреи возвращаются. По статистическим данным, за последние пару лет в Россию из Израиля уехало более 50-60 тыс. человек. Кроме того, многие оставили себе израильский паспорт, приехав сюда по гостевым или рабочим визам, и живут здесь по году, а то и больше. Понятно, что многие возвращаются из-за проблем, которые сегодня переживает Израиль, но, к счастью, эти люди видят, что могут жить и в России, ничего не теряя, и даже чувствуют себя лучше: у них есть перспективы для бизнеса, их дети могут продолжать учиться в еврейских школах и т.д. В советское время в Израиль уехали примерно миллион человек. Абсолютное большинство по-прежнему живет там и даже не думает о возвращении в Россию, но даже то количество, которое вернулось, показывает, как сильно изменились времена.( Из интервью ”Интерфаксу”, 29.04.2004 – А.З.)

 

*****

Мы никогда не радуемся смерти человека. Но чувства утраты у нас тоже нет. Этот человек принес множество бед не только Израилю, но и всему миру. Арафат – отец терроризма. Он показал миру, что террор можно рассматривать как доблесть, что можно убивать мирных людей и получать за это премии.Деятельность Арафата – источник вдохновения для современного терроризма… Это зависит не от нас. Это зависит не от того, кто придет после Арафата. Это зависит от взаимоотношений демократического мира и экстремистски настроенных стран. Условия остаются прежними: сначала нужно остановить террор, и только потом садиться за стол переговоров. Если мы будем принимать полумеры – отдавать палестинцам какие-то поселения, которые они требуют, – это опять ни к чему не приведет…

 Мы предлагали создавать то, что раньше существовало в каждой еврейской общине – книги, где будут записаны имена всех евреев. Понятно, что мы не собирались ходить по домам. Но мы будем пытаться привлечь их к общине, чтобы они сами туда записывались, и это даст нам возможность выяснить наконец, сколько евреев проживает в России. Наше мнение таково: в России евреев больше одного миллиона… Есть знаменитая шутка о том, как раввину не давали говорить с евреями ни о субботе, ни о кашруте, ни о еврейских праздниках. “О чем же я должен говорить?” – спросил он. “Говорите о еврействе!” – ответили ему. Действительно люди сегодня готовы признавать себя частью еврейской общины, но далеко не все готовы соблюдать еврейские традиции. К соблюдению субботы и кашрута нужно уметь готовиться. Мы будем стараться приучать людей к этому… В каждом еврейском доме люди должны знать основы еврейства. Кто будет это финансировать – мы еще не знаем.Когда в газетах пишут о других людях, я верю. Но когда пишут обо мне, появляется много дезинформации. Дело было так. С Леваевым я знаком, а с Березовским, к сожалению, почти не знаком до сих пор. Что касается Абрамовича, то не Леваев познакомил меня с ним, а наоборот, я познакомил с ним Леваева… Благодаря Леваеву еврейская жизнь России стала совсем другой. Сегодня в России есть 187 еврейских общин… Еврейская жизнь преобразовалась в лучшую сторону благодаря ему и тем лидерам, которые берут с него пример. Существующая сегодня в России еврейская жизнь выбрала меня своим лидером. Но эта жизнь, в свою очередь, создана Леваевым. Сегодня есть и воскресные еврейские школы, и общеобразовательные, и детские сады, и культурные и социальные программы. Все это существует благодаря Леваеву и его партнерам. Они помогали еврейству подняться. И они сделали ставку на меня. Но на Леваева полагались больше, чем полагались на меня. Меня рассматривают как продолжателя дела Леваева. Теперь еврейская община не будет уничтожена из-за отсутствия финансов или из-за нежелания людей помогать евреям.( Из итервью газете ”Новое русское слово”,16.11.2004 – А.З.)

*  Недавно я ездил во Владивосток. Интересно, что губернатор Владивостока вернул этому городу синагогу, хотя мы не платили за это ни копейки. Синагоги действуют в Хабаровске и в Биробиджане. Эти проекты финансировались местными олигархами и администрациями края. Также помогали нью-йоркские бизнесмены, среди них – спонсоры российского происхождения… Сегодня вопрос о национальности в России не существует в прежнем виде, пятой графы больше нет. Люди считают себя в первую очередь русскими, затем уже евреями. Но результат нашей альтернативной переписи дает основания думать, что евреев в России гораздо больше, чем предполагалось. В первую очередь необходимо сделать так, чтобы евреи захотели участвовать в еврейской жизни. Это будет еврейская музыка, еврейские танцы, книги, еврейское образование, еврейские язык и религия. Пусть каждый еврей найдет свой интерес и по-своему участвует в еврейской жизни. Но еврей, не имеющий к этой жизни никакого отношения, – это очень плохо…           

 

*  В первую очередь я за то, чтобы евреи были свободны выбирать, где жить. Я против американской политики, которая закрывает двери в страну. Я считаю, что если человек хочет жить в Америке, пусть едет. Евреи много лет жили в России как в тюрьме. Сегодня они могут свободно покидать Россию, но их принимает только Израиль. Я за то, чтобы еврей жил, где хочет, но чтобы при этом жил как еврей… Мы всегда говорим, что еврейская община – это не только замкнутый круг, в котором живут евреи. Евреи всегда оставались заметным народом даже в самые тяжелые времена. Я думаю, что еврейский вклад всегда помогал России в ее развитии в целом. К сожалению, сегодня нельзя сказать, что все россияне улыбаются евреям и радуются им. Многие вопросы пока что не решены в России, особенно социальные проблемы и медицина. Я не думаю, что проведенные реформы так уж плохи, но они шокировали народ. Люди боятся будущего. Последние 4-5 лет существует стабильность, но говорить о том, что люди радуются, еще очень рано…

*  Антисемитизм существует везде. Я никогда не говорил, что в России антисемитизма нет. Он есть и будет всегда и везде. Слава Богу, что сегодня нет государственного антисемитизма. Надеюсь, что он никогда не вернется. Сегодня все понимают, что это плохо не только для евреев, но и для России. То, что антисемитизм и сегодня существует на бытовом уровне – это понятно всем. Слава Богу, сегодня стало меньше реальных актов проявления бытового антисемитизма. А вот в Европе антисемитизм поднимается, и там люди его приветствуют. В России тоже есть проблемы: ксенофобия, националистические группы… В России должны быть представлены все мировые религии. Сейчас между лидерами и Русской Православной церкви, и мусульман, и евреев существует гармония. Мы много делаем вместе. Мы сотрудничаем не только на словах. Мы боремся против зла, против терроризма. У нас было много встреч с муфтиями, на которых мы решали вопросы, касающиеся и их, и нас. Сегодня межнациональных и межрелигиозных проблем в России нет…

*  Я надеюсь, что в России воцарится демократия. Я считаю, что во время “пика демократии” – при Ельцине – евреям в России жилось не самым лучшим образом. К сожалению, в то время волна антисемитизма поднялась очень высоко, и евреи уехали не только потому, что открылись двери, но и потому, что не знали, что будет завтра. Сегодня люди себя чувствуют более уверенно. Я надеюсь, что демократический процесс будет продолжаться и приведет наконец к стабильности в стране.

*  Я надеюсь, что преемник Путина будет придерживаться той же политики в отношении еврейской общины, которой придерживается Путин. Понятно, что можно критиковать все происходящее сегодня в России. Но нас в первую очередь интересует еврейская жизнь. И в этом смысле в России сегодня благоприятная ситуация, и люди чувствуют это… Сказать, что я “раввин Путина” – это чересчур сильно. Но если Путину понадобится раввин, я готов стать его раввином тоже. Нам нельзя ни в коем случае вмешиваться в политику.

*  Мы не можем, как обычные избиратели, голосовать за кого-либо. А нас пытались вовлечь в выборы на Украине…Люди из украинского парламента пытались нас убедить в том, что как было бы хорошо, если бы выступил еврейский лидер и заявил, что поддерживает того или иного кандидата. У нас в таких случаях ответ один: мы занимаемся только еврейской общиной. Политика – это не наше дело, нам даже запрещено ею заниматься. С любым лидером – Саакашвили, Путиным, даже с Лукашенко – мы будем искать общий язык, лишь бы евреям жилось в их странах лучше. Это вовсе не значит, что мы поддерживаем, к примеру, политику Лукашенко. Наоборот, мы видим очень много плохого в том, что происходит сегодня в Белоруссии. Но все равно будем стараться найти самый благоприятный путь для существования еврейской общины Белоруссии…

*  Любавичи были единственным еврейским религиозным течением в России последние 200 лет, я могу показать вам книги. Кроме любавичей, никто не занимался еврейской религиозной жизнью в России. Любавичи – это российский город, который существовал еще 250-300 лет тому назад. И с тех времен любавичи всегда активно присутствовали в еврейской жизни России. Это раз. Я думаю, что любавич – самый “родной” еврей для России. Но мы вовсе не стремимся к тому, чтобы в России существовало только любавичское движение. Мы работаем с самыми разными деятелями общин. Того раскола, который был 3-4 года назад, сегодня, слава Богу, уже нет. Сегодня можно говорить, что еврейская община России решает все проблемы единым фронтом…

 

*****

Антисемиты есть везде и они, наверное, будут всегда. Мы это знаем и видим, но антисемитизм как государственная политика сегодня в России исчезла. И я надеюсь, что это надолго, потому что все понимают, что антисемитизм, который был здесь государственным долгие годы, принес огромный ущерб не только для евреев, но и для России в целом… Почти везде у нас есть большая поддержка. И на федеральном уровне есть полное понимание, что сегодня нужна еврейская община и на местах почти везде мы чувствуем, что да, они заинтересованы, чтобы еврейская община развивалась и стала более мощной, организованной…Я думаю, что на высоком уровне есть понимание, что с антисемитизмом нужно бороться. Даже легче бороться с антисемитизмом, чем со многими другими явлениями последнего времени. Но я думаю, что простой милиционер не понимает, что такое антисемитизм, не понимает, что есть разница между хулиганством и антисемитизмом. Для него просто человек сделал что-то против еврея, не потому что он еврей, какая разница для него. Он просто действовал и все, нужно его наказать. Или не наказать. Поэтому сегодня по всему миру этот вопрос становится ярким и важным, понимать, что такое антисемитизм и что такое хулиганство. Антисемитизм это то, что нас волнует больше всего, когда человек действует против еврея только потому, что он еврей. А не потому, что он хотел деньги взять или еще что-то. А сегодня когда есть такие действия, нам очень трудно иногда доказать, что это было действие против общины, против еврея.

*****

Я не знаю, что такое придворный еврей. Есть люди, единственный принцип которых – осуждать правительство. Я пытаюсь быть объективным. При Путине ситуация в России улучшилась. Люди получают пенсии. Растет качество жизни. Есть и негативные феномены, которые заслуживают критики. Есть коррупция на всех уровнях, хотя она была типична для России на протяжении последних 80 лет. Реформы находятся не в лучшей форме, и есть множество других отрицательных явлений…Антисемитизм и проявления национализма определенно есть, но правительство пытается бороться с антисемитизмом. Правительство возвращает имущество евреев. Путин присылает мне поздравления с Рош-ха-Шана. Евреи пользуются уважением, и сегодня можно быть евреем и ходить по улицам как еврей без страха.

*****

Часто люди меня спрашивают: «Вот вы родились в Италии, учились в Америке — почему вдруг вы решили стать раввином в России?» Кто-то ставит вопрос еще более резко: «Вы чувствуете себя местным или все-таки иностранцем, живущим в России?»
Чтобы ответить на такие вопросы, мне приходится начинать рассказ издалека. На самом деле еще в детстве я, как многие образованные евреи в Европе, очень интересовался Россией — точнее, тогда Советским Союзом. Мы знали, что в сталинские времена власти пытались уничтожить российское еврейство: было запрещено учить язык, запрещено учить нашу Тору, исповедовать нашу религию. Все еврейские школы и почти все синагоги были закрыты. Но время от времени до нас доходили слухи, что русские евреи создают подпольные кружки, сохраняют традицию, стараются соблюдать законы веры. Это было сопряжено с большой опасностью: активистов арестовывали, ссылали, отправляли в лагеря. Люди знали, что они рискуют не только карьерой, но и свободой, а зачастую и жизнью. И все-таки они продолжали свое дело, несмотря на риск. Для меня, как для многих моих сверстников, они были настоящими героями. Хотелось им подражать — а еще больше хотелось как-нибудь помочь российским евреям.
В начале 80-х я учился в ешиве — и, разу­меется, продолжал интересоваться тем, что происходит за «железным занавесом». Информация, которая до нас доходила, вселяла надежды: еврейская жизнь возрождалась словно ниоткуда. Да, в подполье, да, несмотря на продолжающиеся репрессии — но возрождалась! Нам рассказывали, что евреи-хасиды — в России, на Украине, в других регионах СССР — опять идут на риск ради сохранения нашей веры, нашей традиции, нашей культуры и духовности. В середине того десятилетия кого-то начали выпус­кать — я встречался с людьми, слушал их рассказы… Казалось невозможным поверить, что в таких страшных условиях им удавалось сохранить свое еврейство — но я видел живые свидетельства. И еще больше хотелось помочь тем, кто оставался в Советском Союзе!
И вот в 1987 году такая возможность мне представилась. Любавичский Ребе, наш духовный лидер, отправил меня в СССР учить местных евреев Торе и традиции. Конечно, я поехал по туристической визе — как бы посмотреть исторические памятники. А реально с утра до вечера я проводил уроки для евреев! Они все были очень стойкими в вере, соблюдали заповеди, но им очень не хватало знаний по нашей истории и традиции, они нуждались в преподавателях, которые получили еврейское образование.
Эти люди поразили меня даже больше, чем те эмигранты, с которыми я прежде встречался в Америке. Прежде всего тем, что они гораздо больше думали о других, чем о себе. Например, сами они все прошли обрезание, еще когда это не было запрещено, — но они организовывали возможности для обрезания детей своих родных и знакомых, хотя за это их могли отправить в тюрьму. У них были еврейские книги, чтобы учиться, — но они тайно размножали их для других, хотя размножение «нелегальной» литературы в СССР считалось преступлением против государственной безопасности и подлежало суровому наказанию. В СССР не было возможностей для кошерного питания — они буквально переворачивали весь свет, договаривались с мясниками, с поварами, с водителями машин, перевозивших продукты питания, — все только для того, чтобы другие евреи могли соблюдать заповедь кашрута…
В общем, я увидел здесь, в России, образец человека, который ради веры и помощи ближнему готов на все. Обычно люди становятся верующими, чтобы им было легче в жизни; здесь люди приходили в религию, заранее зная, что им будет намного труднее. Но вера была такая искренняя и сильная, что о себе они вообще не думали…
Когда моя первая туристическая виза подошла к концу, я сказал своим ученикам, что они подали мне пример того, как должен себя вести настоящий человек. Я обещаю отныне делать все, чтобы вам здесь, в России, стало лучше, сказал я. Но тут поднялся один молодой парень и сказал: «Все так говорят — но потом возвращаются на Запад и забывают о нас…»
Его слова стали для меня тяжелым укором. Я понял, что, если я действительно хочу помочь русским евреям, мне нужно стать одним из них. И я сам себе пообещал, что, если вдруг представится такая возможность, я ее ни за что не упущу.
Еще несколько раз я приезжал в Россию как «турист», а на самом деле преподаватель — и наконец меня пригласили раввином в синагогу в Марьиной Роще. Тогда это было еще очень старое и ветхое здание. Но я согласился не раздумывая. Я чувствовал, что реально больше получаю от русских евреев, чем могу им дать: я учу их заповедям и традиции, а они меня — стойкости, мужеству, готовности идти на жертвы ради других, искренней бескорыстной дружбе — короче, всем тем замечательным человеческим качествам, которые здесь, в России, найти куда легче, чем в потребительском обществе.
Сердце мое уже тогда было здесь. Я верил, что наша община в России имеет все шансы стать не просто одной из самых сильных и динамичных общин в мире, но и примером для подражания для очень многих. И в приглашении работать и жить в России я видел для себя великий шанс — стать не просто свидетелем этого чуда, но его частью!
Конечно, работать пришлось много — и с людьми, и над собой. Вписаться в новую для себя культуру всегда нелегко. Но это был мой сознательный выбор с самого начала — стать одним из этих людей, которые дали мне так много. И я благодарен всем, кто помог мне и продолжает помогать быть «местным, а не иностранцем в России». (Статью Берла Лазара «Кошерная Россия» можно прочитать в журнале “Русский пионер” №36. – А.З.)

 

            Комментарий: В самом начале 90-х годов в России был образован Российский еврейский конгресс (РЕК), президентом которого был избран В. Гусинский. Когда Путину потребовалось изгнать из страны несговорчивого владельца популярных масс-медиа Гусинского, в противовес РЕКу, в состав которого входил Главный раввин России Адольф Шаевич, была создана Федерация еврейских общин России (ФЕОР). Руководство этой “прокремлевской структуры” привело во власть ревностного её служителя и идеолога раввина Б. Лазара. Уроженец Милана (Италия), прибыв в Россию, он уже в 2000 году вне очереди получает российское гражданство и буквально через месяц становится главным раввином России. Так начал этот раввин свою головокружительную карьеру верного слуги кремлевским хозяевам. Два главных раввина. Не много ли? Нет! Главное, чтобы евреев было больше.

 

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*