Гой – это народ. Впервые такое определение встречается относительно самих евреев. Потом украинские евреи стали так обзывать неевреев. Может, потому, что нужно было как-то обозначать тех, кто не еврей… Но они еще говорили: «А вот гойка!» или «шикса», – это переводится как «б…ь». Но было ли это пренебрежением? Скорее всего, скажу вам, был страх. Ну что такое, считали они, русская семья? Там пьют, бьют, грубые люди… А себя они считали деликатными, копеечку берегли для детей. Отдавать мальчика в русскую семью не боялись, а вот девочек боялись, жалели их. Главное, чтобы их не били. Тем более что евреями считаются по матери. Другой вопрос, почему евреев не любят русские антисемиты… Но, честно говоря, если антисемит ненавидит двухлетнего ребенка за то, что он еврей, то для меня это больной человек…Христианство родилось как реформированный иудаизм. Те же иудеи, которые ходили в храм, стали учениками другого иудея, раввина Иисуса Христа. Их привлекал его либерализм. Если евреев наказывали за то, что они в субботу собирали колоски пшеницы, то он разрешал это делать. Если блудных женщин побивали камнями, то он говорил: «Кто из вас без греха – брось камень первым». Те синагоги, куда он приходил, были битком набиты народом, эти люди приветствовали новое учение. В те же синагоги, где молились, скажем так, нереформированные иудеи, стало меньше ходить людей. Соответственно, стало меньше пожертвований. И раввины попросили увести Христа и его паству куда подальше, чтобы им самим спокойно жилось… Это, конечно, шутка. Если серьезно, в иудаизме нет понятия Антихриста. Это же совсем другая религия. В иудаизме есть ожидание прихода мессии. А христианство признает Христа мессией. Ортодоксальный иудаизм говорит о том, что мессия придет. Другие иудеи вообще сняли этот вопрос. Большинство евреев в России – это москвичи. В СССР они не были религиозными. Большинство евреев жило рядом с русскими, а в Москве вообще каждая вторая семья была смешанной. В 50–60-е годы евреи и слышать не хотели о синагоге, а уж тем более, чтобы еврею указывали на то, на ком он должен жениться – на русской или на еврейке.Этнической проблемы в большинстве случаев не было. Я не говорю, что ее не было у всех. У некоторых был соответствующий комплекс. Расцвет ореола Израиля шел одновременно с расцветом диссидентства и демократизации в России. И в демократы шли евреи. Потому что еврей – это как бы не то что профессия, а призвание. Да, еврей – это призвание, это – «другой». Я помню, как путали значение слов «диссидент» и «сионист», это почти равнялось: диссидент – значит сионист. Ну и, соответственно, кто мог прислать приглашение на выезд в Израиль? Ты только фамилию свою скажи, и тут же получишь «повестку» от дяди или от тети. Да не только приглашение, но и посылку с шубкой, джинсами. А если ты человек совестливый, то будешь думать: «Раз я надел джинсы, то, значит, надо ехать». Неудобно как-то отказываться. На самом деле в Израиле нет никакой русофобиии ненависти к неевреям. Израиль, как может, так и борется за то, чтобы выжить. Но я тут не судья. Русским евреям там хуже всего, им приходится быть жестче, чтобы найти свое место. В древнем Израиле дети считались по отцу. Почитайте Библию, там матерей-то упоминается раз-два, а все остальное: «У Иакова родилось 12 сыновей, у Исаака – столько-то сыновей, у Моисея – столько-то…» Заметьте, у Моисея, а не у его жены. Но есть объяснение такому закону. Дело в том, что в средние века было много еврейских погромов: очень многих мужчин убивали, а женщин не трогали. То же самое бывает и с животными, когда самцов истребляют, а самок не трогают. Кто отец детеныша, неизвестно. А чей детеныш? Самки. Так же было и с евреями – женщин насиловали, мужчин убивали. Тогда и стало считаться, неважно, от кого родит еврейка, но если родила – это еврейский ребенок. Вот эта норма принята в Израиле. Но есть и другой закон – о возвращении, о том, кто имеет право приехать в Израиль. В этом случае еврей считается и по отцу тоже, даже если у вас только дедушка был евреем, а все остальные русские…Дело тут вовсе не в антисемитизме, а в самих себе. Нужны внутренние ресурсы, нужен талант, чтобы показать еврейскому мальчику или еврейской девочке, что такое еврей и что евреем быть хорошо. Как ни странно, это их совсем сегодня не волнует, они заняты какими-то другими делами. Даже когда они идут по улице и видят надпись на стене «Смерть жидам!», они не воспринимают ее по отношению к себе. Мне кажется, что еврейским лидерам сегодня нужно решить, что есть хорошего у нас такого, что мы могли бы дать другим и что могло бы нас самих сохранить как евреев? Тогда ассимиляция остановится. А если этого не будет, то через два поколения ни одного еврея в России не найдешь. Вернее, ни один еврей не откликнется, не придет в синагогу. Мне кажется, что мотором еврейского общества должны стать раввины… Но, по-моему, нет четкой границы, отделяющей религиозных людей от нерелигиозных. Каждый человек рожден от отца, матери и Господа Бога. В то же время религия не ограничивается храмом. Это, может быть, лучше других поняли мусульмане, потому что они и в быту остаются мусульманами. А у нас, если ты ходишь в синагогу, то религиозен, а если не ходишь, то уже не религиозен… Иудаизм считает, что Завет, данный на горе Синай, действует и будет действовать. И больше ничего не может быть, кроме того, что Господь есть причина всего, что сущее. Христианство же говорит, что есть еще Новый Завет, который дал Христос и его ученики. Но евреи этот тезис не принимают. Я думаю, что Христос все, что сделал, так это сказал, что этот закон для всех, не только для евреев. Видимо, это и в самом деле закон для всех. Если евреи верят, что Господь един, то он для всех Господь. Если он дал заповеди, то дал их для всех. Но некоторые заповеди он дал только для евреев. Например, соблюдение субботы. И еще. Евреи не выбирали Бога. Он сам их выбрал. Другие же народы были перед выбором: принять иудаизм или христианство, а может, ислам? И они выбирали. Но, по-моему, все люди одинаковы, и каждый что-то выбирает в свое время. В моем понимании, Господь делает то, что хочет делать человек, Господь хочет то, что хочет человек. Каждый человек – это маленький Господь, как и каждое сущее… По традиции, считается, что в России лучше всего деньги сберегают евреи. Если уж кому быть главным бухгалтером, так это еврею. С тех пор как евреев изгнали с земли Израиля, землю им не давали. Чем они могли заниматься? Ростовщичеством, торговлей, банками – но не крестьянами или землей. В 90-х годах, когда началась приватизация, выбирали комсомольцев-евреев, таких как Ходорковский, Невзлин, таких ученых, как Березовский. Считали, что они деньги не пропьют. А получилось то, что получилось. Для меня Березовский – еврей, но он не галахический еврей. Ведь он даже принял православие. То же самое и Ходорковский. К нему в тюрьму приходил раввин и говорил: «Если ты признаешься, что ты еврей, мы начнем за тебя бороться». Он ответил: «Нет, я не еврей». Но я никого из них не оправдываю. Мне жалко всех. Если бы все решалось без страданий человека, как это было бы прекрасно! Да и большинство в России не знает, кто такой Ходорковский, не жаждет его крови и его страданий. Также, наверное, никто не хочет, чтобы и Березовский истекал кровью. Что же касается тени… Я не могу сказать, что это бросает тень на всех евреев. Когда будет доказано в суде, что они воры, тогда можно что-то сказать. Если взять статистику, то евреев среди самых богатых не так уж и много. То, что они первые в списках, что ж, Бог дал им талант приумножить то, что есть. К тому же они люди команды, не все они делали одни. Я знаю, что среди евреев есть нечистые на руку. Вот это действительно бросает тень на еврейский народ, потому что каждый еврей «сторож брату своему». То есть, все отвечают за одного и один отвечает за всех. Но большинство – это просто бедные, нормальные люди, как везде…Да, хорошо (в ответ на вопрос – хорошо быть евреем? – А. З.) Мне хорошо. Потому что я не простой еврей, я еще и Коган, то есть священник. В праздники мне полагается благословлять людей. Что касается простых евреев, то простой человек должен радоваться тому, что есть, а задача духовных лидеров, хранителей традиций передать им самое хорошее, чтобы они могли быть самыми счастливыми людьми. Раньше гордились тем, что могли уехать: «Вот ты, Ваня, уехать не можешь, а я могу». Ваня чесал репу и думал: «Е-мое, родились вместе, вместе выросли… ну и уезжай, гад!» Сейчас же, когда и Ваня, и Маня могут поехать куда угодно, то гордиться вроде бы нечем. Поэтому мне кажется, что не нужно гордиться тем, что ты кем-то родился. Должна быть гордость за собственные достижения. Гордость, наверное, и есть счастье. (Из интервью в газете ”Вечерняя Москва” 24.01.2008 – А.З.)

One Response to “

Коган Зиновий Львович (р.1941), председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России, раввин Мемориальной синагоги на Поклонной горе.

Leave a Reply for Jermaine Shaw

*