• Американские евреи по вектору – американцы. Русские евреи по вектору – русские. То, что мы и они евреи, – это маленькая добавка к главному, основному и мощному вектору. И у нас, и у них. Таким образом, разъединяет нас то, что они – американцы, а мы – русские. А объединяет наше еврейство. Но и оно воспринимается по-разному. И получается, что и они, и мы пытаемся (или говорим, что пытаемся) на этом маленьком векторе нашего общего еврейства построить отношения. И в то же время этот маленький “общий вектор” на поверку оказывается направленным в противоположные стороны. Казалось бы, мы вышли из одной культуры и одной религии. Но американские евреи в массе своей отбросили, игнорируют, не признают ашкеназийскую культуру, культуру Шолом-Алейхема и всей последующей плеяды выдающихся еврейских писателей, актеров, музыкантов, на знании и понимании которых выросли мы. Но они сохранили религию. Нас же почти поголовно сделали атеистами, но мы сохранили святое отношение к еврейской культуре и традициям. Что же делать, они нас готовы воспринимать только “вдоль своего вектора” – отправления (хотя бы формального) религиозных обрядов. Мы же пытаемся строить мосты на пути общности культуры и истории. И снова – тупик… Два года назад была сделана попытка наладить “Шолом-Алейхемовские чтения” – то есть культурно-просветительские лекции-беседы на высоком профессиональном уровне о разных аспектах еврейской жизни ашкеназийского периода. Привлечены – естественно, на общественных началах – известные профессора, писатели, ученые, все – иммигранты. И что же? Американское еврейство, в частности некоторые раввины крупнейших синагог города, отказались предоставить бесплатно помещения для проведения лекций, мотивируя отказ незаинтересованностью в тематике…
  • Вызволяя нас из СССР, американские евреи ожидали увидеть людей, которые, попав в Америку, станут жить религиозной жизнью, а увидели совсем другие интересы. Они были разочарованы. Мы же, приехав на их деньги, продолжаем думать о том, почему эти богатые евреи нам мало помогают. Мы ожидаем от них помощи в нахождении работы по специальности, в изучении английского языка, улучшении бытовых условий. Мы вовсе не против, чтобы американские евреи занимались нашим патронажем, помогали интегрироваться в американскую жизнь и т.д. То есть наша заинтересованность в них дальше прагматических интересов не идет. А сами мы материально не готовы принимать участие в их проектах. И нам кажется, что американцы накладывают на нас свою идеологическую структуру…Пропасть естественная, которая усугубляется не только разным финансовым статусом, но и ментальностью: с одной стороны – уже американизированной, с другой – советско-совковой. Пропасть, обусловленная знанием английского языка, с одной стороны, и незнанием – с другой…
  • Не надо идеализировать Израиль. Действительно, 90% евреев мира симпатизируют этой стране. Но как только разговор заходит о внутригосударственных проблемах, мнения резко разделяются. Примером тому – мирный процесс. Мы много спорим о будущем Израиля, но опускаем самое главное. Можно говорить о победе над палестинцами в локальной войне. Можно говорить о прогрессе технологий и науки в Израиле. Можно обыграть палестинцев в политике, экономике, культуре, но невозможно, извините, выиграть у них в постели. Сегодня в среднем в каждой палестинской семье, которая живет на территории Израиля, а таких палестинцев около 800 тысяч, рождается 5-7 детей. Это – демографическая бомба замедленного действия. В еврейских же семьях – 2-3 ребенка. Палестинцам не надо воевать, через 40-50 лет эволюционным путем их станет в Израиле больше, чем евреев. Поэтому, реальное будущее Израиля – это секулярное государство общенациональной демократии… Помимо всего прочего евреев надо рожать. И чем больше, тем лучше. Кстати, если бы не ортодоксальные евреи Нью-Йорка, у которых рождаемость высокая, еврейская община города была бы намного слабее и малочисленнее. (Из интервью в журнале ”Вестник” № 19/200 /1998 – А.З.)
  • *****

    Недавно турецкий премьер Эрдоган на очередном ооновском сборище назвал сионизм (вкупе с фашизмом и антисемитизмом) «преступлением против человечества». Египетский президент Мурси сказал еще раньше, что евреи — это «потомки свиней и обезьян». Иранский Ахмадинеджад со своим ливанским другом Насраллой призывают стереть с лица земли «сионистское образование». Алькаидовские работники ножа и топора точат их на евреев и американцев. Доблестные боевики ХАМАСа прячутся за спины детей и женщин. Европейские парламентарии никак не хотят признать «Хизбаллу» террористической организацией и даже призывают к бойкоту израильских товаров, особенно произведенных на так называемых «оккупированных территориях». Палестинский Аббас спит и видит, как бы покруче насолить Израилю и поскорее новую интифаду разжечь. Куда записать ушедшего недавно в мир иной Уго Чавеса, не к ночи будет помянут? Кто же они, все эти фигуранты? К какой категории относятся? Ведь если бóльших врагов, чем американские евреи, у Израиля нет, то эти вроде как «и не друг, и не враг, а так»… Да и слово-то какое суровое и до дрожи знакомое используют — «враги». Прямо озноб по коже; усатый горец мерещится через 60 лет после смерти. Вот бы он возрадовался, услышав, что главные враги (и не только Израиля, но и всего «прогрессивного» человечества) — это американские евреи, всякие «Джойнты» да Еврейские комитеты. Он же всегда это утверждал. А в какую графу записать 13 000 американских евреев, собравшихся на прошлой неделе на конференцию AIPAC (главная лоббирующая интересы Израиля организация) в Вашингтоне (кстати, русских там были единицы)? Нарисоваться на конференции AIPAC поспешили многие — от вице-президента Байдена до несметного количества сенаторов и конгрессменов от обеих партий. И все наперебой отчитывались и клялись в своей любви к Израилю. С чего бы это? Чья эта заслуга? Куда отнести те полтора миллиона американских евреев, которые на прошедших президентских выборах голосовали за Ромни? Или те 250 000 американских евреев, которые 25 лет назад 6 декабря 1987 года вышли на гигантскую демонстрацию в Вашингтоне с требованием свободы советским евреям? Или миллионы американских евреев, которые на протяжении десятилетий боролись за право советских евреев, нас с вами, свободно уехать из «империи зла»? Они что — тоже враги?
    Миллионы американских евреев по всей стране жертвуют деньги в пользу Израиля. Каждый израильский университет и госпиталь, а также многочисленные израильские общественные организации («амутот») имеют в Америке отделения под названием «Американские друзья…». Кто дает туда деньги? Я недавно был в Израиле, посетил новый израильский университет в Ариэле. Так там буквально каждая скамейка, каждый фонтан, не говоря уже о кафедрах и исследовательских центрах, построены на деньги американских спонсоров. Американский еврейский комитет, где я имею честь работать, недавно отправил 300
     000 долларов на строительство и укрепление бомбоубежищ в Израиле, а несколько лет назад совместно с Бостонской группой русскоязычных евреев купил специальный мотоцикл скорой помощи для спасения раненых в терактах.
    А кто внимательно следит буквально за каждым высказыванием мировых политических фигур и немедленно поднимает шум, если от этих высказываний хотя бы отдаленно попахивает антисемитизмом или ненавистью к Израилю? Почему, как вы думаете, американский представитель в Совете Безопасности ООН всякий раз накладывает вето на резолюции с осуждением Израиля? Ведь нигде в Конституции США это не оговорено.
    Почему, как уж на сковороде, извивался Чак Хейгель на слушаниях по его кандидатуре в Сенате? Почему говорил, что его не так поняли, когда он говорил об израильском лобби и Иране? Чего и кого он боялся? Правильно, он опасался, что его не утвердят, а когда утвердили, сменил пластинку.
    Президент Обама наконец-то едет в Израиль. И, по всему похоже, едет мириться с Нетаниягу. Наверное, что-то понял после выборов, или грамотные люди подсказали: с американскими евреями и Израилем лучше дружить. Ссориться нельзя. На бюджет США Конгрессом наложен секвестр. Но, кажется, помощь Израилю от этого не пострадает. Почему? Все эти примеры и относящиеся к ним вопросы можно продолжать долго. И ответ на них один: потому что наших братьев, американских евреев, серьезно заботит судьба Израиля и его благополучие.
    Разумеется, в многоликой и многоголосой американской еврейской общине есть такие индивидуумы и организации, которых уж друзьями Израиля никак назвать нельзя. Здесь и одиозные фигуры типа богача Сороса и интеллектуала Чомского. Здесь и крошечная группа «Нетурей карта», не признающая Государство Израиль по причине еще не наступившего прихода Мессии. Да и более многочисленную «Джей Стрит» к друзьям Израиля не отнесешь. Есть и голливудские личности, которых в чрезмерных симпатиях к Израилю заподозрить трудно.
    Разумеется, таких людей и организации можно и нужно беспощадно критиковать, хотя вряд ли есть хоть какая-то надежда на то, что они прислушаются и изменятся. Но даже их я бы поостерегся называть «главными врагами». И не по причине моей собственной травоядности или пониженной кровожадности, и даже не потому, что есть враги и покруче, а просто потому, что слово имеет не только определенный смысл и несет определенную семантическую и социокультурную нагрузку, но оно имеет еще и духовную составляющую. Особенно слово, произнесенное публично. Если же говорить об американском еврейском истеблишменте, а, по-видимому, именно его и имели ввиду участники передачи, то существует много вещей, за которые американское организованное еврейство можно и нужно критиковать. Оно сделало явно недостаточно для спасения европейских евреев во время Холокоста, хотя и пыталось. Многие организации, действительно, в массе своей исповедуют леволиберальную, а иногда и леворадикальную идеологию, отделяя, например, религию от государства до такой степени, что выступают против федеральной помощи синагогам, пострадавшим от урагана «Сэнди». Ряд организаций поддерживает закрепление гомосексуальных браков в федеральном законодательстве (вопрос рассматривается в Верховном суде). Какие-то федерации выделяют странные гранты радикальным группам. Деньги, собранные евреями, тратятся впустую на бесполезные, а иногда и вредные затеи, не имеющие ничего общего с укреплением еврейской идентичности и Израиля. Многие группы выступают за фактическую амнистию нелегальным иммигрантам. Есть немало организаций, поддержавших строительство мечети вблизи разрушенных терактом 11 сентября башен ВТЦ, а также строительство мечети в жилом русскоязычном районе Бруклина. Что же касается собственно Израиля, то американский еврейский мейнстрим со времен Бен-Гуриона принял на себя обязательство и сошелся на одном общем принципе: американское еврейство поддерживает решения и политику законно избранного и демократического правительства Израиля. Именно поэтому бесконечно повторяется мантра о «двух государствах для двух народов», хотя многие понимают, что это невозможно. Если бы Нетаниягу в своей речи в Бар-Илане этого бы не сказал, а выдвинул другой принцип, то американское еврейство, хотя и со скрипом, в конце концов приняло его бы на вооружение. Так получилось и с размежеванием в Газе. Его придумал Шарон, и американцам не оставалось ничего другого, как его принять, хотя многие здесь и понимали, к чему все это приведет. Рабин, со своей стороны, придумал Осло; последовали аплодисменты американских евреев. Поэтому корни многих проблем с американскими еврейскими организациями лежат в Израиле; история показывает, что если в Израиле принято решение, то американцы рано или поздно с ним согласятся.
    Так что связи американского еврейства с Израилем самые теснейшие. Поддержка, оказываемая американскими евреями Израилю на личностном, организационном и политическом уровне, беспрецедентна. И тут говорить о какой-то вражде к Израилю, по крайней мере со стороны американского еврейского истеблишмента, не только бессмысленно, но и опасно. Бессмысленно, потому что у Израиля есть реальные враги, их, увы, немало, и изменить их нельзя. Что надо делать с врагами, всем нам хорошо известно. Опасно же потому, что, назвав истинных друзей врагами, логично затем назвать истинных врагов друзьями. Вот так и получается, что «министерство лжи» переименовывается в «министерство правды». Такая вот семантика, жонглирование словами… Американские евреи, составляющие почти половину всего мирового еврейства, заслуживают в массе своей слов глубокой благодарности от нас и за то, что они на протяжении десятков лет делали и делают для Израиля, и отдельной благодарности за то, что они сделали для евреев из бывшего СССР. Да, многие из них наивны, некоторые глуповаты и простоваты, а другие все еще верят в бессмысленные мифы и утопии. Наша братская задача — используя свой бесценный опыт жизни в тоталитарном государстве, говорить с ними, объяснять весь ужас утопизма и коммунизма, убеждать и доказывать. И такой диалог надо вести в общем для нас с ними медийном пространстве, на английском языке, ибо они русских газет, к сожалению, не читают, а русское радио, к счастью, не слушают. Поэтому и ответить по существу обвинений во враждебности к Израилю не могут. Приходится делать это за них. (По поводу радиопередачи Топаллера. ”Форум” № 436 от 14.03.2013 – А.З.)

    P.S. Посмотрите документальный фильм о евреях в американской истории

    OCTABNTb KOMMEHTAPNN

    *