*****

Сегодня общее положение в мире значительно хуже, чем было при жизни Сахарова. И, соответственно, несравнимо серьезней положение Израиля. Внутри страны: проигранный первый этап Ливанской войны, некомпетентное правительство и руководство армией, потрясенное размежеваниями и односторонними отступлениями с территорий общество, тысячи людей, потерявших свои дома и свое дело, растерянные солдаты, партийная борьба и разброд в Кнессете, сексуальный скандал с президентом, ожидающийся скандал вокруг планируемого гомосексуалами марша гордости. Я не преувеличиваю – читайте израильскую прессу. Внешнее:ООНовский контингент – виртуальная акция. Он никогда не будет лоялен Израилю. Оружие будет поступать “Хизбалле”, и не за горами следующая война. На юге Египет ничего не предпринимает, чтобы прекратить поток оружия в сектор Газы. А давление на Израиль, чтобы он вновь начал переговоры, нарастает, несмотря на продолжающиеся обстрелы “кассамами” и насилие внутри Газы, демонстрирующее силу ХАМАСа и импотенцию Абу-Мазена.
На мировой арене Израиль одинок. Европа никогда не была и не будет его союзником. Россия – тоже. Мусульманский мир однозначно антиизраильский. Северная Корея уже шлет нам всем привет из ядерного клуба. И никто не знает, что делать с Ираном. Только Эль-Барадей говорит – надо учиться договариваться. Но можно ли договориться с одержимыми аятоллами и молодым иранским фюрером? А США, как Гулливер, связанный лилипутами, беспросветно завяз в Ираке. Оттуда придется уходить, возможно, оставив под своим контролем лишь обладающий некоей автономией и не полностью утративший доверие к Америке иракский Курдистан. Единственно внешне приличный способ для этого – референдум с одним вопросом: “Хотят ли иракцы, чтобы армия США оставалась в стране?” И безразлично, кто будет контролировать Капитолий после ноября – им придется это сделать. Но для Израиля и после выборов в политике США мало что изменится. И слоны, и ослы равно непоследовательны и равно привержены миротворческому азарту. Израиль может надеяться только на себя, на свой интеллектуальный, научный, технический и экономический потенциал. На свою многовековую еврейскую выживаемость. И здесь наша помощь очень важна – словом и пером, деньгами и любым малым делом. Собрать деньги и проследить, куда кому и сколько их ушло. Можно, кому это доступно, и молиться, но молитва всегда должна подкрепляться делом – по поговорке “На Бога надейся, а сам не плошай”. И этот вечер – одно из таких малых, но необходимых дел. ( Из речи на благотворительном вечере в пользу Израиля. Бостон, 29 октября 2006 года – А.З.)

*****

Это началось 11 сентября. Вначале гнев и ужас вызывали террористы, обрушившие башни-«близнецы», их подельники в Лондоне, Мадриде и других городах, шахиды, взрывающие себя на заведомо мирных объектах вроде дискотеки или свадьбы, семьям которых за это Саддам Хуссейн платил по 25 тысяч долларов. А позже во всем виноватым стал Буш и, как всегда, евреи, то есть Израиль. Пример – Дурбан-1, и рост антисемитизма в Европе, отмеченный несколько лет назад в выступлении Романо Проди. Дурбан-2 и главный спикер Ахмадинежад предлагает уничтожить Израиль.

 

Вот об Израиле и евреях я и буду говорить. И не только потому, что я еврейка, но, в первую очередь, потому, что ближневосточный конфликт в течение всего времени, прошедшего с окончания Второй мировой войны, является плацдармом политических игр и спекуляций больших держав, арабских стран и отдельных политиков, стремящихся на так называемом «мирном» процессе подтвердить свое политическое имя, а может, и получить Нобелевскую премию мира. Когда-то она была высшей нравственной наградой нашей цивилизации. Но после декабря 1994 года, когда одним из трех ее новых лауреатов стал Ясир Арафат, ее этическая ценность сильно поколебалась. Я не всегда радостно воспринимала очередной выбор Нобелевского комитета норвежского Стортинга, но этот меня поразил. И до сих пор я не могу понять и принять то, что Андрей Сахаров и Ясир Арафат, теперь оба посмертно, являются членами одного клуба нобелевских лауреатов.

Во многих публикациях (в «Размышлениях», в книге «О стране и мире», в статьях и интервью) Сахаров писал и говорил об Израиле. У меня есть небольшая статья об этом, верней даже не статья, а свод цитат. Если ее опубликуют в Норвегии, то многие норвежцы будут удивлены тем, как резко их сегодняшний взгляд на Израиль расходится с взглядом Сахарова. Вот несколько из них: «Израиль имеет безусловное право на существование», «имеет право на существование в безопасных границах», «все войны, которые вел Израиль – справедливые, навязанные ему безответственностью арабских лидеров», «на те деньги, которые вкладываются в проблему палестинцев, давно можно было их расселить и благоустроить в арабских странах».

Все годы существования этой страны идет война. Несколько победных войн, несколько войн, в которых Израилю не давали победить. И каждый – буквально каждый день – ожидание теракта или новой войны. Уже были и «Ословские мирные инициативы», и «Рукопожатие в Кемп-Дэвиде», и «Дорожная карта», и «Мир в обмен на землю» (земли всего ничего: с одного края в ясную погоду невооруженным глазом виден другой).

Теперь в моде новый (старый, между прочим) мотив: «Две страны для двух народов». Вроде хорошо звучит. И нет противоречий внутри миротворческого квартета, в который входят США, ООН, Европейский Союз и Россия («великий миротворец» с ее чеченской войной и Абхазско-Осетинской провокацией). Но при этом и «квартет», и арабские страны, и палестинские лидеры (и ХАМАС, и ФАТХ) предъявляют Израилю несколько требований. Я буду говорить только об одном из них – требовании принять палестинских беженцев. И здесь необходимо немного истории и демографии.

По официальному статуту ООН беженцами считаются только те, кто бежал от насилия и войн, но не их потомки, родившиеся на другой земле. Когда-то и палестинских беженцев, и еврейских беженцев из арабских стран было приблизительно равное число – порядка 700-800 тысяч. Евреев (около 600 тысяч) принял новорожденный тогда Израиль. ООН официально признала их беженцами (резолюция 242), но никогда им не помогала. Палестинцы же считаются беженцами не только в первом, но во втором, третьем и теперь уже четвертом поколении. По данным Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР), число зарегистрированных палестинских беженцев выросло с 914, 000 в 1950 до 4-х миллионов 600 тысяч человек и продолжает расти. Все эти люди в настоящее время имеют права палестинских беженцев, включая право на получаение гуманитарной помощи.

Общее население Израиля около 7 с половиной миллионов, из них два с половиной – этнические арабы, называющие себя палестинцами. Представьте себе Израиль, когда туда вольются еще пять миллионов арабов, и число арабов в нем будет существенно превышать число евреев. А рядом будет создано палестинское государство, полностью очищенное от евреев, потому что кроме требования о возвращении в Израиль палестинских беженцев, выдвигается также требование очистить от евреев и передать палестинцам Иудею и Самарию, а в Газе на сегодня уже нет ни одного еврея.

Итог получается и странным, и пугающим не потому, что Израиль будет фактически уничтожен – не то время и не те евреи. Он пугающ тем, какая короткая память у высокого миротворческого «квартета», у руководителей государств, которые этот «квартет» представляет, и у народов этих государств, если они подобное допустят. Ведь их план «Два государства для двух народов» – это создание одного государства, этнически чистого от евреев, и второго, где потенциально также будет возможность создать такое же. Юденфрай – Святая земля. Мечта Адольфа Гитлера наконец-то осуществится. Вот и думайте те, кто еще не потерял способность думать, где и в ком сегодня сидит фашист? (Из выступления на форуме в Осло 19.05.2009 – А.З.)

  Комментарий:  Она была верна себе — когда ей не понравилась КПСС, она, не сожалея, покинула ее, когда почувствовала, что Ельцин предает правозащитные принципы войной в Чечне, то выступила против него. Потом пришел Путин, и Боннэр уехала к детям в США. Если коротко рассказывать ее официальную биографию, то она такова: В 1953 году окончила Первый Ленинградский медицинский институт и работала участковым врачом и врачом-педиатром. В 1965 году стала членом КПСС, но в 1972 году вышла из партии по политическим убеждениям. В этом же году состоялось ее бракосочетание с академиком Андреем Дмитриевичем Сахаровым. Вместе с мужем находилась в ссылке в городе Горький с 1980 года. В 1987 году Боннэр и Сахаров участвовали в формировании обществ «Мемориал» и «Московская трибуна». Боннэр была членом комиссии по правам человека при президенте Борисе Ельцине, но 28 декабря 1994 года ушла с этого поста, так как не хотела работать с руководством страны, которое развязало войну в Чечне.

OCTABNTb KOMMEHTAPNN

*